четверг, 11 мая 2017 г.

Жабляк и Дурмитор

Во вторую часть майских праздников у нас оказалась свободной пара дней, и мы решили сгонять в горную жемчужину Черногории — национальный парк Дурмитор. Правда, прогноз погоды, за которым мы пристально следили каждый день, не предвещал ничего хорошего — дожди и холод — но мы решили ничего не отменять и настроились на худшее. В итоге дождик шел только по утрам, даже периодически сквозь тучи проглядывало солнце, то есть в этом плане результат превзошел ожидание.

Из Белграда до Жабляка (ближайший населенный пункт к Дурмитору) ходят прямые автобусы, дорога занимает порядка 9 часов (с традиционно многочисленными остановками на кафу) и, важно, проходит по мосту Джурджевича. Этот мост — местная знаменитость, один из самых больших мостов в Европе. У него есть интересная история, копирую отсюда: "В 1942 году партизаны остановили наступление итальянских войск, взорвав один из пролетов моста. В подготовке к взрыву участвовал один из инженеров, проектировавших мост. Взорвали всего один, но самый длинный пролет. Это помогло предотвратить и наступление, и разрушение уникального инженерного сооружения, и уже в 1946 году оно было полностью восстановлено". В общем, мы вышли из автобуса на мосту, прогулялись по нему, насладились видом, позавтракали в ближайшем кафе.

Следующий автобус до Жабляка должен был проходить здесь через 3 часа. Мы решили ловить попутку. Уже вторая машина была наша, за рулем сидел сербский дядя, который на вопрос "Сколько до Жабляка?" засмущался и ответил: "Гратис" (буквально "подарок"). Впрочем, и высадил он нас раньше, километр прошлись пешком.

Жабляк — маленький и очень скучный населенный пункт. Люди живут в основном сдачей жилья туристам, как проводят досуг — непонятно. Тут настолько уныло, что мы каждый вечер ложились спать с наступлением темноты. Зато выспались впрок.
Но мы ехали не за Жабляком, а за тем, что у него за спиной. За спиной у него Дурмитор. И вот он красив сногсшибательно. Национальный парк находится под охраной ЮНЕСКО. На его территории, кроме горного массива, 18 ледниковых озер и самый большой в Европе и второй по величине в мире каньон реки Тара. Через этот каньон проложен вышеописанный мост, а о самой высокой его точке рассказ чуть ниже. Из озер самое большое и красивое — Черное озеро.
Озеро состоит из двух соединенных между собой озер поменьше. Мы обошли оба по периметру. Виды с любой точки хороши.
В дороге нас сопровождали лохматые друзья. Они передавали наше сопровождение друг другу, так что познакомились и подружились мы со многими. Мы почему-то называли их человеческими именами. Самыми общительными оказались Леша и Юрчик.
Под конец прогулки выглянуло и зажарило солнце. Мы присели передохнуть чуток и насладиться бликами в озере и тут же разморенные лучами солнца и звуками природы вырубились. Очень странно, как умиротворяюще и усыпляюще на организм влияет место.

Стоит заметить: вход в Дурмитор платный — 3 евро. Но касса находится только на главном входе, обойти — миллион возможностей. Мы это знали, но сознательно заплатили.

На этом первый день кончился. Поужинали и легли спать. Кстати, если кому интересно, снимали апартаменты за 27 евро/две ночи. Гостеприимная хозяйка каждый день угощала нас домашними сладостями. Так что я даже отзыв на "букинге" накатал и поставил пятерку, хотя, честно сказать, апартаменты на четверку. Вот как действует маркетинг сверхлояльности. Не уверен, что хозяйка знает о таком, но все делает правильно.

На следующий день у нас было запланировано восхождение на вершину Савин Кук. В интернетах пишут, что в одну сторону идти не меньше 4-х часов, так что мы основательно запаслись провиантом. Шли по указателям через лес и уже через час вышли к лыжным трассам и подъемникам, которые и называются Савин Кук. Мы не поняли прикола. А где вершина и обещанные 4 часа в пути? Или мы не туда свернули, или в интернетах плохо описано откуда и куда идти, но факт — разочарование. Я так понимаю на саму вершину обычно доставляют подъемники. Но в этот день они не работали, людей, кроме нас, в этом месте не было, да и вершина выглядела так, что смысла подниматься на нее не было никакого.
Зато мы видели олененка и познакомились с еще парочкой собак. Кажется, среди них был вчерашний Леша. Перекусили запасами и поплелись обратно в Жабляк другой дорогой. По пути видели такое:
В Жабляке мы присели в кафешке отобедать (кстати, еда в Черногории гораздо менее вкусная, нежели в Сербии, это я по опыту утверждаю — четвертый раз уж в стране) и поняли, что планы кончились, а впереди нас ждут еще сутки в ниочемном городишке. Я полез в гид к друзьям и наткнулся на упоминание некого Чуревца в неясном отдалении от Жабляка. Было понятно, что сами мы его не найдем, так что мы тупо взяли такси за 10 евро и поехали смотреть, что за Чуревац такой. А Чуревац, ребята — это самая высокая точка каньона реки Тара. Сразу под лавкой километровый обрыв. Присаживаться было боязно. Впечатления — просто вух! Это место обязательно к посещению всем, кто окажется в этих местах. Настоятельно рекомендую.
А еще рекомендую брать велосипеды на прокат: можно и до Чуревца доехать за полчаса, и вообще по парку удобно кататься — дороги везде сносные.

По пути обратно таксист порекомендовал нам еще посмотреть Змеиное озеро и даже показал к нему дорогу. Мы тут же его остановили и выскочили из машины. До заката время еще есть, почему бы не пробежаться к этому озеру. Пробежались. Озеро менее впечатляющее, чем Черное, но атмосфера — класс! Дикая первозданная природа. И мы одни.
Ну или почти одни. Рядом притаились два сонных "жабляка". Битый небитого везет.
В Дурмиторе, конечно, бессчетное количество троп и интересных глазу мест, но нам для положительных впечатлений хватило и этих. На следующее утро мы выписались из апартаментов, кое-как дождались автобуса и поехали в Белград.

На конец поста оставляю рандомные фотки, не вошедшие в обзор, но, на мой взгляд, хорошие.
Еще пара замечаний. Черногория превращается в одну большую свалку. В парке за чистотой еще как-то следят, но даже на подходах к нему типичная картина:
А еще туалеты везде платные. Как только въезжаешь на территорию Сербии, всё — справляй нужду "фо фри" в любом ресторане.