пятница, 20 мая 2016 г.

"Майские" по-македонски: Скопье, Охрид, Струга.

Майские праздники давно прошли, и все о них забыли, а у меня только сейчас появилось время накатать материал по мотивам нашей поездки в Македонию. В Македонии нас интересовало Охридское озеро, о котором знаем давно, но выбраться посетить получилось только сейчас.

Забронировать в Охриде комнату вышло копейки: три ночи на двоих с купоном Airbnb - 24 евро. В итоге, кроме нас, в квартире никого не было, зато была кухня со всем необходимым. Что для бюджетного путешественника очень важно: не надо тратиться на общепиты, жарь и парь дома. Оставалось решить, как будем добираться. Приценились по вариантам (поезд, автобус, попутка), нашли заманчивую цену на BlaBlaCar. Путем переговоров с водителем сбили цену на несколько евро и успокоились. А за два дня до отправления, водитель сообщил нам "радостую" новость, что поездка не состоится и, типа, "извините". Да, такое периодически случается, и это минус "блаблакар". Следующий по цене - поезд: что-то порядка 32 евро за путешествие до Скопье и обратно. Но в кассе нам сообщили, что на этом направлении ведутся ремонтные работы, и поезда начнут ходить еще не скоро. Ну, что ж, оставался автобус. Им до Скопье ехать 7 часов. В принципе, неутомительно. Сев в него в 11 вечера, в Скопье мы прибыли в 6 утра.

Скопье - столица Македонии (кто не знал), и мы здесь уже были полтора года назад. Тогда город произвел на нас весьма приятное впечатление. Во-первых, прибыли мы в него после албанской столицы Тираны, пожалуй, худшего города за наш опыт путешествий. На фоне Тираны Скопье показался глотком чистого воздуха. Во-вторых, тогда только стартовал проект "Скопье-2014", в рамках которого город должен был превратиться в жемчужину, манящую туристов. Памятники и мосты в центре города, как мини-Санкт-Петербург, нам понравились. Никто даже и предположить не мог, во что это выльется спустя короткое время. И, в конце концов, в-третьих, мы ничего не знали о Скопье до этого, тем приятней и острей оказались наши первые впечатления. Вот несколько фоточек с того раза:
Во что город превратился сейчас, неплохо описано в блоге у товарища Варламова, который по стечению обстоятельств, оказался в Скопье в те же дни, то есть показания сходятся - так и есть. Вкратце, памятников и статуй стало раза в три больше (иногда кажется, что их больше людей), они на каждом углу, на каждом свободном клочке земли, а вокруг одна большая стройка. Население Скопье, понятное дело, такими вещами не довольно, тем более что страна чуть ли не беднейшая в Европе, а деньги все вбухиваются в визуальную псевдокультурную ерунду. Люди протестуют.
Все арт-объекты забрызгны краской, надписи "мы не хотим за это платить". Понимаю.
В общем, в центре, в окружении всей этой "красоты", находиться совсем не уютно. И мы направились туда, где не успели побывать в прошлый раз - Старый Город.

Вот это место - да. Колоритно, аутентично. Рука "статуелюбов" сюда еще не дотянулась. Так как мы приехали очень рано, то застали Старый Город до пробуждения. Уже через пару часов тут будет шумно и грязно, а пока так:
Кажется, что этих мест не коснулся прогресс, и тут все, как сто лет назад. Вот даже кузницы есть:
И неэтичные мясные лавки есть:
И странное. Почему баклава названа в честь канцлера Германии? Политическая шутка?
А так выглядит нехипстерский барбершоп:
Очень понравился рынок. Изобилие овощей и фруктов, все красиво лежит, цены ниже сербских.
Тогда только пошла клубника, и здесь она стоила 50 местных денаров за кг. На рубли - 60. Конечно, мы не удержались и набрали, чтоб объесться.
Вообще район этот - албанский. И кардинально отличается от центра по другую сторону реки Вардар. За пределами малюсенькой площади Старого Города, которую можно обойти вдоль и поперек за час, типичные албанские невзрачные дома и улицы. Безвкусно и грязно. Напоминает нелюбимую нами Тирану. На фотке наиболее приличный отрезок квартала, остальное фотографировать даже не хочется.
Есть и занятные детали. Вот, например, клетка с попугаями у кого-то во дворе. Разводят что ли?
Или вот веселый хиппи-автобус:
В Скопье кое-где еще остались примеры соцконструктивизма в архитектуре. Я такое очень люблю и пройти мимо, не запечатлев, не могу.
На последнем кадре вдалеке виднеется крест "Миллениум". Это, вроде, самый большой крест в мире, был воздвигнут в 2002 году к тысячелетию принятия македонцами христианства. Мы собирались подняться к нему, но пока собирались, небо заволокло тучами и пошел дождь. В общем, решили, что в таких погодных условиях делать там нечего, не поднялись - будет повод вернуться.

А это здание старого железнодорожного вокзала, наполовину разрушенное страшным землятресением в 1963 году. Часы остановились, когда оно началось, с тех пор и стоят. Теперь тут музей.
По Скопье всё. Поехали в Охрид.

Автобусы в Охрид из Скопье отправляются каждый час, время в пути - 3 часа. В дороге нескучно, можно любоваться красивейшими горными пейзажами.

Охрид - замечательный городок со множеством храмов и старинной крепостью на горе, расположен на берегу одноименного озера. Место с историей, существует еще со времен Римской империи, город был важнейшим торговым пунктом на дороге от побережья Адриатического моря к Константинополю. Считается, что именно в Охриде впервые был создан алфавит кириллица.

Сам Старый Охрид расположен на склоне горы и испещрен узкими витиеватыми улочками. Прогуливаясь по ним, то и дело натыкаешься на старинные церквушки, а то и амфитеатры.
Центр Охрида напоминает Старый Город в Скопье. И так же населен албанцами.
 Главная гулятельная улица:
Она же вечером:
Равнинную часть города занимает современный район с многоэтажками и отелями, не столь колоритный, но зато чистый. Посреди него еще встречаются, например, такие дома. Продается. Купить никто не желает?
Если приглядеться, то можно разглядеть крону дерева, выбивающуюся из окна. Да, внутри дома выросло дерево. Видать, долго продается.

Но, конечно же, главная красота Охрида - его озеро. Переоценить ее не возможно. Давай полюбуемся.
Водичка чистейшая. Купаться еще рано, но ножки помочить - отчего ж нет?
Вечерами тут тихо и спокойно. Приятно сидеть у озера с бокалом македонского вина (которое, кстати, очень недорогое), любоваться закатом и слушать народные песни охридских старушек.
Вывод по Охриду: очень хорошо! Туристическая нагрузка пока небольшая, оттого место не испорчено - отдыхается в удовольствие.

Неподалеку от Охрида располагается еще один городок, который нам посоветовали посетить в нагрузку - Струга. На автобусной остановке нас окликнул таксист и пообещал отвезти туда по автобусному тарифу - 1 евро. Только усевшись в машину и тронувшись, мы осознали, что с нами едут еще двое албанских ребят. Не сказать, что албанцы опасны, нет, совсем не опасны, хоть и выглядят, как кавказцы-гопники, но мы тем не менее чувствовали себя немного "on guard". Водитель, похожий на Райана Гослинга, не говорил ни по-сербски, ни по-английски. Тем не менее он поинтересовался, были ли мы в Албании и понравилась ли нам Тирана. Такой вопрос поставил нас в тупик. Ответить, что Тирана - ужас, в машине, полной албанцев мы не решились. Света сказала: "Нууу... там много машин...", - и тема закрылась.

Струга. Миленько, уютненько, но делать, в общем-то, нечего.
Мы за час обошли центр, попили кофе на берегу озера и поехали назад с тем же Райаном Гослингом, который опять нас случайно подобрал.

Вот и весь сказ. Подытоживая, хочется отметить: в Македонию надо ехать. Тут столько красивых мест! Кроме Охрида, куча других озер, каньонов, гор и национальных парков. Говорят, в Маврово кайфово. В следующий раз проверим.

Постскриптумом про македонское пиво. Главенствуют две популярных марки: Скопско (которое мне все время хочется назвать "скотско") и Златен Даб. Так вот, первое - плохое (фотопостановка отражает суть), а второе - зашибись.