пятница, 29 июня 2018 г.

Босния-трип: Требинье, Мостар, Благай

На днях вернулись из пятидневной поездки по Боснии и Герцеговине. Сейчас расскажу и покажу, как это было. Описание разбил на две части, ибо материала много.

Четыре года назад мы уже были в БиГ проездом с ночевкой в Сараево. Ничего не успели понять, поэтому решили вернуться и изучить подробнее. Забегая вперед, скажу: Босния — красивая страна с интересными местами, контрастная и загадочная. Сюда возвращаться и возвращаться, изучать и изучать.

Первыми в план поездки вошли, конечно, Сараево и Мостар, как самые крупные и посещаемые. Далее выяснилось, что AirSerbia летает в Баня-Луку по привлекательным ценам, причем обратный рейс дешевле — около 23 евро. Поэтому Баня-Луку тоже включили в маршрут, как последний пункт. Для логичного перемещения с юга на север первым пунктом должен был стать Мостар, в который из Белграда, кроме как на автобусе (автомобиль в расчет не беру), никак не попадешь. Изучив информацию в интернете (которой почти нет), оказалось, что за ту же цену (около 35 евро) прямого переезда "Белград–Мостар" можно захватить Требинье. До Требинье, который географически дальше Мостара, почему-то цена 25 евро. Сам бог велел сделать там пересадку.
В Требинье мы прибыли утром на ночном автобусе. Отмечу, что 10 сидячих часов пути мы перенесли неплохо: дорога вдоль боснийско-черногорской границы на удивление хорошая, народу в автобусе было мало, была возможность разлечься на два сиденья.

По приезду в Требинье у нас было около двух часов до отправления в Мостар, на изучение города их нам хватило с головой. Городок маленький, все достопримечательности сконцентрированы в одном месте (кроме храма на горе). Их мы осмотрели за час, другой час завтракали на главной площади "Под платанами". Хороший такой городишко, тихий, уютный, пахнет курортом, хотя до моря 30 км. Есть старый город, каменный мост 16-го века, даже бывшая станция голубиной почты (домик со скошенной крышей над деревом посередине).
В 10 часов отправился наш автобус до Мостара. Трехчасовой путь, в отличие от предыдущего, преодолели с трудом: перманентный горный серпантин, кидало из стороны в сторону. Дорога  плохая, узкая, опасная. Водитель успевал скролить ленту в смартфоне, отвечать на звонки, сигналить и махать всем своим знакомым. Даже нам, привыкшим к местным реалиям и балканскому пофигизму, было не по себе. "Боснийские горки" какие-то.

Мостар встретил большим количеством разрушенных и поврежденных после войны 90-х зданий. Стены, изрешеченные пулями, не покидают поле зрения. Только старая туристическая часть города отреставрирована. Там же базар с большим количеством лавочек и заведений. Колоритно, красиво.
Я не ожидал увидеть здесь такое количество туристов. Особенно много, конечно, китайцев. Русский язык тоже слышен. Это, в основном, участники экскурсионных туров из Черногории. Мы вставали пораньше, чтоб насладиться пустым городом.
Прошлись по жилым районам города. Там интересного меньше. Типовые застройки времен Югославии и неинтересные современные здания. Вот это здание в виде корабля до войны было банком, а во время войны его использовали снайперы для ведения огня. Сейчас это главный стрит-арт объект Мостара. В интернетах пишут, что можно пробраться внутрь. Я входа не нашел — всё заварено.
Вообще, стрит-арта в Мостаре много. Это круто.
Рекомендации по заведениям. Меня интересовала, конечно, местная кухня. И хотя чевапчичей я и в Сербии переел, хотелось попробовать их боснийскую разновидность. Попробовал в нескольких местах — ничего особенного, большой разницы не почувствовал. Понравилось это местечко.
Правда, тут я уже взял не чевапчичи, а суджукицы, что-то типа острых колбасок. Порции большие, гарнир богатый, овощи сочные. Жена выбрала вегетарианское предложение — тоже осталась довольна. А еще тут подают "Мостарское" пиво. В отличие от всего остального боснийского масспива, достойное, но редкое. Место называется Tima-Irma. Находится посреди торговой улочки недалеко от того Старого моста.

Очень впечатлила кофейня Cafe de Alma. Во-первых, тут самобытная обстановочка и приятно находиться, а во-вторых, сотрудники кофейни учат каждого желающего, как правильно пить кофе по-боснийски. Вкратце расскажу. Кофе в боснии подают так: сам кофе в джезве, пиала, стакан воды, сахар, лукум. Перед ритуалом надо забыть о заботах, отбросить лишние мысли, сосредоточиться только на кофе. Далее в джезву осторожно выливаем две кофейные ложки холодной воды. Она, по законам физики опускаясь на дно, тянет за собой неосевшие частицы кофе и создает пенку. Пенку надо помешивать ложечкой, чтоб она взбилась. В этой пенке самый смак боснийского кофе, поэтому ее аккуратно этой же ложечкой перекладывают в пиалу, чтоб ни грамма не растерялось. Затем в пиалу льем кофе из джезвы и пьем. Сахар в кофе не кладут, а макают кубики и едят вприкуску.
Мостар — часть Герцеговины, а Герцеговина — винный регион. 90% всех виноделен Боснии здесь. Конечно, мы захотели вкусить местного вина. Удивительно, но на весь Мостар удалось найти всего один винный бар, и то хреновенький. Попробовали два автохтонных сорта: Жилавку и Блатину. Блатина ароматная. На вкус оба — ну такое, не впечатляет.
Из Мостара мы сгоняли в Благай, он всего в получасе езды. Это такая деревушка, примечательная тем, что в ней находится текия дервишей (что-то типа гостевого дома для странствующих мусульманских монахов) 15 века у речки, вытекающей из скалы. Очень красиво.
Маленькое отступление про транспорт. В Боснии мы пользовались автобусами и поездами. Ни про то, ни про другое достоверной информации в интернете нет. Дело в том, что расписание меняется очень часто, чуть ли не каждую неделю, только на месте его можно узнать. Вот для примера расписание движения автобуса "Мостар–Благай".
Как видите, оно установлено только на неделю. Местные жители, к которым мы обращались, тоже плохо его знают, каждый выдавал свою версию, и в итоге, оно не соответствовало ни одной из них.

Другие фотки Мостара.
Итого в Мостаре мы пробыли полтора дня. Этого вполне хватило, чтоб составить впечатление. Рано утром на поезде поехали в Сараево. Уезжали вот с такого вокзала.
Это кассы. Работает всего одно окошко, и то полдня. Очереди нет. Тетушка в окошке выписывает билет вручную, под копирку, цену считает "в столбик" на листочке. Процесс занимает кучу времени. Мы уже представили, какой будет поезд, раз такие билеты. Готовились к худшему. Каково же было наше удивление, когда на платформу прибыл новехонький современный поезд с "вайфаем", телевидением, радио в подлокотниках, розетками. На фото билет и поезд. Просто диссонанс!
Конец первой части. В следующей части — Сараево и Баня-Лука.

Комментариев нет:

Отправить комментарий