пятница, 28 октября 2016 г.

Сербская полиция, как я ее вижу

Не знаю, как во всей Сербии (почти уверен, что так же, а то и лучше), но в Белграде в плане безопасности все в порядке, то есть вполне безопасно (это я с Россией сравниваю), и, видимо, по этой причине, а может, и по какой другой, полицейских на белградских улицах встретить надо постараться. Патрули редко прогуливаются. Единственное, когда я их вижу массово – дни приезда важных шишек. Мы живем напротив Палаты Србия, гигантского правительственного здания. В нем раз-два в месяц проходят приемы иностранных высокопоставленных лиц, ну или типа того. На время этих приемов здание и площадь вокруг него радиусом, наверное, метров 500 оцепляется полицией. И мне кажется, в эти дни там собирается вся сербская полиция, которая есть. Я столько не вижу ее нигде и никогда. Даже на митингах и протестах. 

Митинги и протесты, к слову, здесь проходят почти без сопровождения страж правопорядка. Автозаки и "омон" ни разу не видел. Всё тихо и мирно. Против чего протестуют сербы? Ну например. В Белграде сейчас реализуется большой строительный проект "Belgrade Waterfront", в рамках которого полузаброшенную часть в центре города преобразуют в элитный жилой район с современной красивой набережной, ну и торговыми центрами, куда ж без них. Проект затрагивает часть старейшего района Савамала, ту, где находятся склады и ангары, а также расположившиеся в них бары и клубы. Ее потихоньку сносят. Многим это не нравится – понимаю. Однажды ночью люди в масках пригнали туда бульдозер, связали сторожа и, вроде как незаконно, снесли одно из зданий. И тут народ поднялся и вот уже полгода регулярно выходит на улицы с требованием к властям найти эти "маски" и вообще выяснить, чьих рук такие делишки. Городские власти указывают на государственные, государственные – на городские. Все разводят руками. А народ выходит и выходит, протестует и протестует. Довольно милые протесты получаются. Речи о том, чтоб их разгонять, даже нет. Обычно пара полицейских автомобилей стоит в сторонке, а сами полицейские зевают.

Еще иногда случаются митинги по поводу нарушенных сроков сдачи Музея современного искусства (ага, тот самый, реконструкция так и идет), или велосипедисты перекрывают мост с требованием наконец отремонтировать давно закрытую вторую пешеходную часть моста, а то ездить неудобно. Короче, на наши митинги и протесты не похоже. Посвободней тут в этом плане.

Однако, о полиции. За полтора года в Сербии с полицией я общался лишь пару раз. Первый – когда во время обыкновенной пробежки забежал на оцепленную территорию вокруг Палаты Србия. Опять кто-то приехал. А я с наушниками в ушах бегу и ничего не замечаю. Сквозь музыку слышу свист, но откуда он исходит, не пойму. Слышу свист уже громче. Оборачиваюсь и вижу, что за мной гонятся двое в форме. Кричат. 
– Туда нельзя! Разворачивайтесь, пожалуйста!
– А куда можно?
– Можно туда, можно туда, а сюда нельзя. 
Ну, нельзя, так нельзя. Развернулся и побежал обратно. Второй раз – вчера. Опять оцепили, опять на велике не проедешь. Объезжаю, стою на светофоре. Там же стоят три полицейских. 
– Комшие! 
("Комшия" – буквально "сосед", но используют его очень часто, как дружеское обращение, в магазине, например, или как в этот раз.) 
– Откуда ты? 
– Из России. 
– Аааа, братья! 
(Братство в отношении России сербы очень любят припоминать при любом удобном случае.) 
– У меня мама русская, из Ялты. Но сам я по-русски мало говорю.
– А как вы догадались, что я не серб? 
– По лицу. 
Интересно. Вообще-то, лицо у меня вполне славянское. Сербы хоть и темненькие в основном, но от русских я б их не отличил, например. А эти сразу как-то заподозрили во мне иностранца. И это не первый раз. До этого нам тоже говорили, что лица у нас не сербские. Впрочем, я отвлекся. Так к чему я? А к тому, что редкие контакты с полицией здесь – это приятельское общение, разговор на отвлеченные темы, а не высокомерные претензии с целью выполнить план привода в участок или выудить взятку. В России мент – всегда опасность. Когда он направляется в твою сторону, ты почти на 100% уверен, что ничего хорошего ваш контакт не сулит. Полицейский же в Сербии даже на представителя власти (в нашем понимании) не похож – комшия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий