понедельник, 16 ноября 2015 г.

Srećan rođendan: выходные на юге Сербии

На днях у супруги случился день рожденья. По этому поводу решил сделать ей сюрприз: отвезти в те сербские места, которые давно манят. Речь идет о каньоне реки Увац. Сие место находится на юге Сербии, недалеко от черногорской границы. Достичь его без авто очень и очень тяжко. А так как мы машину водим только теоретически (права есть у обоих, водительского опыта нет ни у кого), то пришлось придумывать сложный стратегический план.

Поехали автобусом до ближайшего населенного пункта Нова Варош. Вот он:

Да, ничего такого, скромный городишко у подножия горы Златар. Стандартно: церковь, площадь, главная (и фактически единственная) улица и такой вот кот:
В двух километрах от Нова Вароша в гору - наш пункт ночевки, отель Панорама. Неплохой такой отель, напоминает советские дома отдыха, но все чисто, культурно. Твердые две с половиной звезды. Двое суток с завтраками вышли нам 64 евро. Завтраки еще ничего, но вот от обедов и ужинов мы решили отказаться. Попробовав разок, перешли на питание в соседнем гестхаусе Елена. Там оказалось повкуснее и поаутентичней. Кстати, отель Панорама имеет бассейн, коим в один из вечеров мы не преминули воспользоваться.

Ну, а что же Увац?.. О способе до него добраться я спросил на рецепции отеля. Мне ответили, что можно на такси, но оно довезет лишь до Увачко озера, до самого каньона только на лодке, которые судоходят в летний период. "Зашибись", - подумал я и приуныл. В этот момент к стойке рецепции подошел средних лет мужчина и о чем-то защебетал по-сербски. Оказалось, что это гид, который завтра везет на лодке четырех желающих ознакомиться с каньоном и ищет желающих еще. Ну, как бы он их и нашел. Повезло? Не то слово! Выяснилось к тому же, что Радко (так зовут гида) некоторое время назад работал строителем в Усть-Лабинске (Краснодарский край) и понимает и достаточно говорит по-русски.

На следующий день, как договорились, мы, подъехавшие на такси, стояли на берегу Увачко озера и наблюдали, как Радко пришвартовывает к берегу оранжевую лодку прогулочного типа.
Кроме нас и Радко, в лодку забрались еще три пары, и мы стартанули.
Водный путь до красивейшего места в Сербии пролегает зигзагом:
По пути можно наблюдать пещеры с притаившимися в них местными рыбаками,
а также парящих над скалами белоголовых сипов.
Каньон Увац - одно из немногих мест в мире, где обитает данная птица. Занесена она в Красную книгу и охраняется государством. Собственно, каньон - заповедник. Этих ребят мы видели только издалека. Они нас - думаю, ближе: такой вот сип (фотка не моя) может разглядеть мертвого кролика с высоты 3,5 километра:
Мы причалили у одной из скал, Радко велел карабкаться. Три пары, помимо нас, оказались сербами неспортивными: кашляли и задыхались, просили обождать. Чего не скажешь о моей женушке. Вот она, в авангарде!
 В оконцовочке восхождения мы увидели то, ради чего сюда и прибыли.
Хотелось ругаться русским матом от избытка восторга! Такие моменты многого стоят.

На обратном пути Радко завез нас еще в какую-то пещеру, длиной шесть с лишним километров, протыкающую гору насквозь. В давние времена ею пользовались люди, а сейчас - только летучие мыши.
Сталактиты и сталагмиты в ней:
В общей сложности водно-сухопутная экскурсия заняла 3,5 часа и стоила нам 1500 динар с носа. Считаю, копейки.

Между прочим, Радко заведует еще таким этноподворьем. Это для тех, кто хочет "окунуться полностью".

Вот так мы провели rođendan (день рожденья) моей ненаглядной. Вечер - в ресторане "у Елены". А поздний вечер - в лобби нашего отеля за распитием символической бутылки шампанского.
Надо отметить работу официанта - дядечки с усами. Он, видимо, решил произвести впечатление: произнеся дежурные "здравствуйтеспасибоправославныебратья", встряхнул бутылку и ловко пролил половину на пол. А в зале отеля, напротив нас, праздновался день медработника. Так что мы даже развлеклись песнями и плясками местных медиков.

В перерывах между вышеописанными событиями мы чинно и благородно охаживали местность горы Златар, делали фотографии на память. Делюсь.

Да, красота!

P.S. Попробовал знаменитый златарский сыр. Очень соленый. Бе.